Скань - ювелирная техника



В русском ювелирном искусстве широкое распространения получила скань - особая техника, которая позволяла создавать воистину великолепные украшения.

Скань - ювелирная техника фото

В русской культурной традиции понятие скань является ничем иным, как удачным синонимом слова «филигрань». Это выражение очень точно подчеркивает качества подобных изделий, а именно их тонкость и изящество.



Скань - ювелирная техника




Мастера, использующие скань, изготавливают уникальные ювелирные украшения, нанося на металлический фон определенный узор или рисунок. Тонкие линии наносятся на поверхность изделия различными металлами, часто драгоценными. В старославянском языке слово «скань» определяется, как то, что «свито вместе, скручено». Чтобы понять истинное значение этого выражения, следует узнать некоторые подробности о скани. Дело в том, что металлические нити, используемые мастерами скани, чаще всего состоят из нескольких, более тонких нитей. Так называемые «канатики», накрепко скручены друг с другом. Когда мастер наносит их на металлическую основу, данные нити расплющиваются, образуя при этом прекрасные и уникальные узоры. В качестве основы можно брать любые металлы, однако для выразительности и красоты ювелирного изделия, предпочтительны те, которые обладают однородным и блестящим цветом. Материалом для вышеупомянутых нитей служат драгоценные или более дешевые цветные металлы. Чаще всего в технике скани применяются следующие металлы: цинк, алюминий, медь, чугун, олово, сталь, хром, золото и серебро. Нередко используют разнообразные медные сплавы: мельхиор, бронза, нейзильбер, латунь, томпак и полутомпак.

Как и любое другое искусство, скань обладает многообразием приемов и особенностей, как технологических, так и технических. Можно выделить три основных вида данной техники.

В первую очередь это напайная скань. С помощью пайки, на обыкновенный лист металла наносят узор из проволоки. К этому виду относятся такие подвиды, как рельефная скань по чеканке, фоновая скань, напайная скань с эмалью и просечная скань.

Ажурная скань позволяет получить более красивые изделия. Из металлических нитей создаются интересные декоративные элементы, которые спаиваются друг с другом. При этом, к металлической основе их не прикрепляют. Это позволяет получить изящное металлическое кружево. Этот вид включает в себя плоскую, сложную и рельефную ажурную скань.



И наконец, объемная скань – самый впечатляющий вид данного искусства. Она позволяет изготовить прекрасные объемные изделия из нескольких составных частей. Каждый элемент будущего украшения изготавливается техникой скани, чтобы впоследствии воссоединиться с другими частями, образовав единый предмет.
Среди всех известных ювелирных техник, скань является наиболее древним искусством. Наиболее широкое распространение она получила в странах, где в ходу были разнообразные металлы. Развитие скани в той или иной стране определялось возможностью совершенствовать данное искусство, использую различные материалы. На Руси подобные ювелирные изделия появились сравнительно рано – в VII-VIII веках. В то время через эти земли проходили многие торговые пути, связывающие Восток, Северную Европу и Византийскую империю. Разумеется, русские мастера не упустили возможность освоить эту новую технику. В IX веке они уже предпринимали попытки освоить ее азы, положив, таким образом, начало русской филиграни. В связи с этим, русскую скань можно смело назвать тысячелетним искусством. Уже в XII-XIII веках мастера Руси создавали изделия, ничуть не уступавшие тем, которые были изготовлены за рубежом.



Некоторое время искусство русской скани находилось под угрозой исчезновения. Городские центры русских княжеств оказались под ударом татаро-монгольского нашествия. Многочисленные грабежи и разбои сделали свое дело. Захватчики особенно тщательно разыскивали драгоценные сокровища русских городов. Однако особое внимание они уделяли мастерам и ремесленникам. Если им удавалось поймать кого-либо из них, несчастного угоняли в Орду, трудиться на благо завоевателей. Естественно, мастера-ювелиры были первыми пострадавшими. К счастью, с XIV века в Новгороде, Москве и Владимире едва не пропавшее искусство стало постепенно восстанавливаться. В XV веке московские мастера достигли небывалых высот, снабжая соответствующими ювелирными изделиями княжеские, а затем и царские палаты. Часто подобные украшения дарили иностранным правителям и послам. Не менее требовательным заказчиком была церковь. С помощью скани мастера производили всевозможные предметы церковной утвари.
Поделитесь с друзьями




Назад
Вперед
Закрыть